Радиатор авто приходится чинить только когда возникают проблемы с охлаждением двигателя - но в остальное время водители не особо волнуются о состоянии этой запчасти. Именно после перегрева начинаются судорожные поиски проблем, пробок, утечек - но это запоздалые действия. Радиатор к этому моменту уже неправильно работал и повлиял на износ узлов и запчастей двигателя. Чем дольше вы игнорируете проблему - тем дороже в итоге обойдется ремонт и покупка запчастей.
Неисправности и их причины
Поводов для ремонта всегда достаточно - от естественного износа конструкции до непредвиденных ситуаций на дороге. Тот же камень из-под колес грузовика может запросто пробить решетку и отправить машину в ремонт. Не зависимо от причин есть 2 самых распространенных поломки радиатора:
- Патрубки внутри закоксованы, уменьшен диаметр, жидкость хуже циркулирует, эффективность охлаждения падает. Причин несколько:
- Закоксовка образуется от накипи, особенно если вы заливаете в радиатор простую воду из крана.
- При попадании масла в радиатор так же образуются пробки. Утечку масла невозможно обнаружить, но со временем антифриз загустеет и перестанет циркулировать
- Охладитель вытекает через трещины, стыки, патрубки и влечет за собой последствия:
- Чем меньше жидкости в системе - тем выше температура двигателя т.к. пустота заполняется воздухом, радиатор не справляется.
- Протекания опасны для самого водителя. Падение уровня жидкости повышает образование пара, а в местах утечки появится гейзер. При попадании на кожу горячего пара будут серьёзные ожоги.
- Радиатор раскаляется и быстрее изнашивается, в результате начинается отслоение металла, система забивается и закупоривается в разы быстрее.
Закупорка отверстий замедляет циркуляцию не везде, и это усложняет ситуацию. Сначала будет остывать нижняя часть радиатора, в которой собирается весь мусор. Верхние отсеки будут остывать быстрее и там циркуляция не сильно изменится, но это не спасет положение. Забитые нижние отводы приведут к постоянным перегревам жидкости и мотора. Основная проблема в том, что на первых этапах явных изменений не видно, а когда всё доходит до критической точки - становится поздно и простой промывкой уже не обойтись.
Как ремонтировать радиатор
Базовые работы по ремонту под силу любому автолюбителю. К таким относится чистка, промывка специальными средствами, выравнивание лопастей. Но пайка - гораздо сложнее и потребует навыков. В отдельных случаях можно использовать специальные ремонтные пакеты, которые продаются в магазине автозапчастей.
Чтобы снять радиатор:
- Слейте из системы весь охладитель. Можно выполнить только после полного остывания двигателя. Если есть сливные отверстия - задача упрощается. При остутствии отверстий снимите нижний патрубок и подставьте емкость.
- После слива отсоедините все шланги, отключите электрику и датчики, открутите крепления. Если вентилятор фиксируется отдельно - можно снять радиаторную решетку без него.
Чтобы очистить радиатор изнутри:
- Для промывки используйте специальные средства. Разведите их в дистиллированной воде и залейте в радиатор. После выдержки согласно рекомендациям производителя слейте жидкость и промойте радиатор водой.
- Для удаления масла удалите лопаткой загустения в патрубках насколько это возможно. После этого используйте органический растворитель - сольвент, бензин. Залейте его, закройте радиатор и потрясите его несколько раз, слейте и промойте водой радиатор.
Как устранить течь в радиаторе своими руками
В зависимости от сложности часть отверстий можно "залатать" почти на ходу, остальные - только в гараже или на СТО при помощи сварочных работ.
- Трещина корпуса в месте присоединения патрубка - неремонтная поломка. Для временного продления срока службы можно залить ее герметиком или эпоксидным клеем, но спустя время она увеличится и снова начнет протекать. Сварка невозможна.
- Небольшие утечки в трубках можно нейтрализовать специальным герметиком. Достаточно залить его в радиатор - и при прогоне жидкости клей сам закупорит отверстия. Аналогичный эффект имеет "народное средство" - горчица.
- После столкновений и серьезного урона замените поврежденные трубки. Для выполнения работ нужна аргоновая сварка или пайка. Временно можно решить проблему пережав поврежденные трубки для блокировки циркуляции.
- Для ремонта без демонтажа используйте холодную сварку. Зачистите и обезжирьте поверхность повреждения, нанесите на нее холодную сварку и выждите необходимое время.