Насос гидроусилителя руля является узлом систему управления и выполняет три главных функции:
- Помощь в управлении. Благодаря гидравлическому воздействию водитель не прилагает усилий для поворота и может легче контролировать машину.
- Давление. Насос создает давление в системе гидроусиления, измеряет его и поддерживает нужное значение.
- Подача жидкости. Для правильной работы системы насос подает гидравлику в распределитель рейки. При повороте золотник распределителя направляет жидкость в камеры гидроцилиднра для усиления.
От технической исправности насоса ГУР зависит работа многих смежных агрегатов, потому игнорирование любой поломки повлечет за собой дополнительные проблемы и лишние расходы.
Причины неисправностей
Технический ресурс насоса всегда зависит от условий эксплуатации, соответственно срок службы снижается от следующих факторов:
- критическая перегрузка при выходе руля в крайнее положение на 5 и больше секунд
- превышена степень натяжения приводного ремня, в результате повышен износ втулки и подшипника насоса ГУР
- агрессивное или небрежное вождение, езда на скорости по плохой дороге могут привести к заклиниванию деталей
- несвоевременная замена масла в ГУР, несоответствующее масло ведут к износу рабочей пары, засорению, повышенному износу узлов
Признаки неисправностей
Для начала перечислим самые ходовые поломки насоса, с которыми сталкиваются почти все водители:
- натяжение приводного ремня ослабло, ремень слетает или проскальзывает
- корпус лопнул от перегрузки
- на редукционном клапане остались царапины или борозды от мусора и некорректной работы
- лопасти ротора износились, загнулись, треснули по краям
- посадочные места ротора и внутренняя стена статрра вырабатываются неравномерно, остаются царапины, есть смещение оси
- сальник насоса протекает
- гул в рулевой рейке от износа подшипника, начинает люфтить вал
Каждая из этих поломок имеет свои проявления, по которым водитель сможет обнаружить проблему.
Воздух в магистрали
Появляется гул во время работы насоса. В баке гидроусилителя всплывают воздушные пузыри, стоит пена. Чем больше воздуха остается в системе - тем выше выше уровень жидкости. В результате давлением может сорвать крышку или выдавить жидкость через горловину. Воздух попадает в систему по трем причинам:
- трещины в патрубках, корпусе, ослабление уплотнителей на стыках
- износ деталей, отвечающих за уплотнение и изоляцию: сальник, кольца, шланги
- если бачок крепится к насосу напрямую - износ на стыке между бачком и насосом
Гул в насосе при работе усилителя
Непрерывный гул говорит о нехватке давления и неспособности насоса поддерживать нужное давление. Проблема в износе деталей:
- подшипник вала
- рабочая пара
- маслозаборные плиты
- выработка емкости статора
Особенно заметна проблема при износе подшипника. В этом случае гул нарастает вместе с оборотами двигателя.
Свист при повороте
Появление свиста в рулевом колесе при поворотах - результат ослабления приводного ремня. Во время нагрузки шкивы проскальзывают и появляется характерный звук.
В обычных условиях ремень ослабляется только при естественном износе. Но когда машина усиленно эксплуатируется в сложных условиях - износ ускоряется в зависимости от этих условий.
Тяжелый руль
Проблема хорошо заметна во время езды. Если с увеличением оборотов руль становится легче - рабочая пара изношена. Если же руль вообще не поворачивается - возможен целый ряд причин:
- корпус распределителя износился "по кольцу"
- насос полностью сломан
- редукционный клапан сильно поврежден и клинит
Профилактика поломок насоса ГУР
Вопреки мнению некоторых водителей, для надежной работы насоса не нужно сложных технических работ. Достаточно выполнять элементарные рекомендации мастеров СТО:
- ппри появлении посторонних звуков- обратиться в сервис
- при возникновении течи не использовать герметики, не пытаться "залепить дыру" самостоятельно
- зимой подождать 3 минуты пока прогреется система
- периодически проверять уровень жидкости
- использовать жидкость с подходящим допуском
- проверять состояние масла каждые 15 000 км