Выбрать автомобиль
Типтроник в автомобиле – что это такое и как им пользоваться
Не так давно в технических спецификациях появился термин «типтроник». Из-за непонимания что это, многие считают его «коробкой типтроник» и перед покупкой автомобиля думают что выбрать — типтроник или коробку автомат. проблема в том, что название это не совсем правильно: типтроник не является отдельным узлом машины, потому вопрос «автомат или типтроник» изначально некорректный. Что на самом деле представляет типтроник мы расскажем в этой статье.
Понятие “Tiptronic” впервые запатентовала Porsche в 1990 году. Оно обозначало гидромеханическую АКПП на 4 ступени с возможностью электронного ручного управления. Разработка воплотила идею управления машиной с МКПП в упрощенном виде, без опыта езды на механике.
Роботизированные АКПП и вариаторы не попадают под условия «tiptronic», даже если процессы ручного переключения аналогичны. Со временем автопроизводители добавляли пожие функции в автомобили и для каждого варианта было свое название:
Но именно «типтроник» стал основным термином у водителей и сейчас под ним подразумевают имитацию ручного переключения с любой АКПП.
Типтроник работает через программу в ЭБУ машины. По сути это не механическое выжимание педали, а лишь команда компьютеру. При переключении ЭБУ принимает сигналы и запускает алгоритм для смены передачи.
Если компьютер посчитает, что переключение опасно - команда будет проигнорирована.
Автомобиль с любой АКПП имеет всего 2 педали – газ и тормоз. Рычаг выбора диапазона имеет те же режимы – «D», «N», «R», «P». В режиме «D» переключение контролируется компьютером, но благодаря типтронику водитель может вмешаться и сам поменять передачу.
Ездить на типтронике очень просто: во время движения передачи переключаются с помощью рычага выбора диапазонов. РВД из режима “драйв” переходит в дополнительный паз со знаками «+» и «-».
Иногда вместо паза коробка оснащается «лепестком» на руле. Тогда выбор передачи происходит как на гоночных болидах – с помощью переключения лепестка или нажатия «плюс» и «минус».
Компьютер все-равно контролирует действия водителя и не позволяет совершать критические ошибки, в том числе повредить коробку или двигатель переключениями. Даже при полной остановке с включенной первой блок не позволит мотору заглохнуть.
Если программа видит, что вы долгое время не пользовались ручным переключением, она возвращает управление в обычный автоматический режим. Точно также, автоматически понижаются передачи при торможении, а повторное трогание будет происходить с первой передачи, благодаря чему не придется беспокоится о постоянном перемещении РВД вручную на светофоре.
Часто в автомобилях с АКПП и типтроник предусмотрены зимняя и спортивная программы. При выборе спортивного режима типтроник позволяет держать обороты в верхнем диапазоне передачи, добиваясь максимальной отзывчивости при обгоне и ускорениях. Зимний режим позволяет избежать опасной пробуксовки на скользкой поверхности.
Говоря о недостатках, нужно помнить, что это лишь одна из функций АКПП. Поэтому единственным серьезным минусом является утяжеление коробки. В остальном типтроник очень удобный, особенно учитывая то, что его наличие или отсутствие не влияет на цену автомобиля «с салона».