Выбрать автомобиль
Одно из самых страшных ДТП - лобовое столкновение. При этом, даже если оба автомобиля двигались с достаточно умеренной скоростью, последствия все равно могут быть катастрофическими, поскольку скорость обоих транспортных средств при лобовом столкновении плюсуется. То есть, если автомобили двигались со скоростью 50 км/ч каждый, столкновение вызовет такие же последствия, как если бы авто врезалось в стену на скорости 100 км/ч. На основании многочисленных исследований, такой удар будет иметь самые грустные последствия для водителя и пассажиров.
После столкновения и мгновенной остановки транспортного средства, водитель с пассажирами продолжают движение вперед по инерции, именно поэтому и получают серьезные травмы. К числу наиболее распространенных относится удар головой о стекло. Поэтому для водителя крайне важным навыком является умение уйти от лобового столкновения. В ряде случаев при невозможности избежать ДТП полностью, имеет смысл отдать преимущество столкновению "по касательной" или же "контакт" с автомобилем, который двигается в попутном направлении.
Как показывает практика, чем ниже скорость транспортного средства перед лобовым столкновением, тем менее серьезные последствия оно за собой тянет. Поэтому при наименьшей угрозе столкновения, первое, что обязан сделать водитель - максимально снизить скорость своего автомобиля.
На сегодняшний день многие автомобили оснащаются самыми совершенными системами, которые в автоматическом режиме ведут мониторинг дорожной ситуации. При опасном сближении или его угрозе такая система подаст водителю соответствующий сигнал. Кроме того, ряд систем, например, CMBS, способны самостоятельно активировать систему экстренного торможения.
Но слежка за ситуацией на дороге является обязанностью водителя. Кроме соблюдения скоростного режима, стоит осознавать, что при угрозе лобового столкновения куда лучше оказаться в кювете, чем подвергнуть собственную жизнь опасности, а автомобиль - серьезному разрушению. Естественно, не стоит пренебрегать использованием ремней безопасности, поскольку подушка безопасности и бампер рассчитаны только на пристегнутого водителя.
Одним из важных моментов, которые позволяют пойти от лобового столкновения является опыт. Но совсем необязательно проводить за рулем многие годы, достаточно пройти специальные курсы контраварийного или экстремального вождения. Такие занятия длятся максимум 6 дней и дают водителю не только достаточный набор навыков, но и такую необходимую "мышечную память", что позволяет действовать в экстремальной ситуации практически рефлекторно. При невозможности пройти специальную учебу, можно проводить самостоятельные занятия на пустых площадках.
Правильная посадка начинается с регулирования положения кресла. При его нормальном положении водителю доступно включение любой скорости и полное выжимание педали. Кроме этого, перед началом движения необходимо отрегулировать положение зеркал "под себя" - они должны обеспечивать максимально возможный обзор. Ни в коем случае нельзя начинать движение при замерзших окнах, которые препятствуют нормальному обзору. Если все будет отрегулировано под себя, то ваши шансы избежать лобового столкновения будут выше.
Правило двух секунд существует уже достаточно давно. Его основной принцип заключается в измерении дистанции к ближайшему автомобилю не в его корпусах или метрах, а в секундах. Для реализации этого правила на практике следует выбрать ориентир для автомобиля, который двигается впереди, и засечь время его прохождения. Если пройти избранную дистанцию удается быстрее 2-х секунд, ее необходимо будет увеличить. Стоит знать, что при движении по скользкой дороге дистанция увеличивается в несколько раз.
На практике это дает возможность адекватно оценить опасность и вовремя принять соответствующие меры для ее недопущения. Так называемое расстояние реакции для водителя, который двигается на скорости 60 км/ч составляет около 20-ти метров - такое расстояния успевает проехать автомобиль, прежде чем водитель успевает нажать на тормоз. До этого добавляется и тормозной путь. В целом, дистанция должна выйти такой, чтобы автомобиль успел снизить скорость и сделать маневр от лобового столкновения.
Достаточно часто лобовое столкновение является результатом неправильного обгона, перед совершением которого водитель не смог адекватно оценить ситуацию на дороге. Чтобы ответить на вопрос как избежать лобового столкновения при осуществлении обгона, имеет смысл перечислить простые правила:
Кроме банального соблюдения самых простых правил и культуры на дороге (подавать сигнал поворота, избегать резких маневров), необходимо проявлять максимальную концентрацию и не отвлекаться на занятие посторонними делами. Запрещено употреблять еду, напитки или поднимать предметы с пола во время движения. Также, как и менять радиостанцию или разговаривать по телефону - это существенно отвлекает от дороги.
При скорости 100 км/ч, всего за одну секунду автомобиль проезжает 30 метров, и даже легкого ослабления внимания со стороны водителя достаточно для выезда на встречную полосу и лобового столкновения.
Достаточно внимания необходимо уделять и наличию свободного пространства вокруг транспортного средства. При этом, дистанцию необходимо выбирать в соответствии с типом транспортного средства, которое находится спереди. Да, от мотоцикла лучше держаться подальше, поскольку тормозной путь у него меньший. Подальше стоит ехать и от грузовика, поскольку он существенно усложняет обзор, а внезапную опасность можно заметить слишком поздно, когда лобовое или другое столкновение будет уже неминуемым.