Выбрать автомобиль
"Две вещи в жизни неизбежны - смерть и налоги" - говаривал один знаменитый американец. Как и люди, аккумуляторы умирают. Не зависимо от того, сколько стоит АКБ при жизни.
Главной причиной является физика процесса зарядки и разрядки.
Получая и отдавая ток, пластины с пастой расширяются и сжимаются. Это происходит много тысяч раз и в результате происходит механическое разрушение структуры. Нанесенная на решетчатые пластины паста опадает, скапливаясь на дне. Как результат, еще до того как поверхности оголятся и потеряют способность удерживать заряд, накопившийся хлам замкнет пластины.
Первоначально на дне аккумуляторов были емкости-отстойники, в которых собирался шлак. Дальнейшие труды конструкторов привели к появлению сепараторов. Они разделяют отрицательные и положительные пластины. Выполненные из пористого материала (полиэтилен), они пропитаны электролитом и позволяют пластинам стоять вплотную.
Это уменьшает размеры аккумуляторов и повышает стойкость к нагрузкам, теперь внутри "пакеты" а не решетки. Если сепараторы закрыть с трех сторон - они превращаются в конверты, в которых накапливается отработанная свинцовая паста. В результате потребность в отстойнике отпадает, пакеты пластин можно фиксировать прямо на дне, что повышает стойкость и сопротивляемость к вибрациям. Высвобождается дополнительное пространство по высоте. Его используют, создавая резервы электролита и систему сбора воды.
Аккумуляторы боятся перезаряда и разрядки.
В первом случае происходит окисление, разрушение и осыпание материала положительных пластин, во втором начинается оплывание пасты с отрицательных. Перезаряд может наступить как на работающем автомобиле, так и при стационарной зарядке. Можно купить кальциевые и гибридные аккумуляторы - они меньше подвержены угрозе потому, что состав свинца обеспечивает свойства "самовыключаемости" - они перестают принимать ток на 95-97 %.
Глубокая разрядка происходит по вине электросистемы, по причине ослабленного ремня генератора, окисления контактов, замыканий на корпус, когда ток идет не к батарее, а на нагревание воздуха всей массой автомобиля. Возникшие неполадки легко заметить по неожиданно появившимся проблемам пуска двигателя. Устраняются они стационарной зарядкой, а также поиском и устранением собственно причины потери тока.
При разрядке опасно не только разрушение отрицательных пластин. Вполне реально перейти за "границу невосстанавливаемости" - 2 В, когда аккумулятор уже нельзя зарядить. Другая ситуация не менее опасная. Электролит разряженного аккумулятора стремится превратиться в обычную воду, а она замерзает при минусовой температуре. Если заряженный аккумулятор вполне переносит морозы потому, что серная кислота не замерзает, то в разряженный может "рвануть", не выдержав мороза.
Покупка аккумулятора без проверки электрооборудования это лотерея. На практике 60% автомобилей - с неисправным электрооборудованием, не зависимо от класса машины - и Мерседесы и Жигули. Причем долгая служба предыдущего аккумулятора - не гарантия исправности.
Эксплуатация аккумулятора в полуразряженном состоянии ведет к сокращению его службы.
Почему это происходит: